Кдошим

Недельный раздел «Кдошим» переходит к теме позитивных заповедей – повелений делать добро. Через них пролегает путь народа к святости. Как было объяснено выше, приближение к святости начинается с удаления от зла, от сил скверны. На следующем этапе от человека требуются активные действия, а не просто воздержание от запрещённых поступков: недозволенных половых связей и употребления в пищу неразрешённых видов еды, которые были описаны в предыдущем разделе.

В этом же разделе речь идёт не о запретах, а о повелениях действовать, чтобы приблизиться к Всевышнему. Вначале следует повеление общего плана, как сказано: «Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: Святы будьте; ибо свят Я, Господь, Бог ваш», – а затем рассматриваются конкретные заповеди, ведущие к приближению к святости. Путь к этому лежит через очищение и возвышение материи, что позволяет преодолеть телесное начало в самом себе.

Корень слова «святость» – буквы «куф-далет-шин» – несколько сбивает с толку. С одной стороны, он имеет то значение, которое рассматривается в нашем разделе; и если уж употреблено это слово, когда говорится о самом Всевышнем («свят Я»), то что может быть возвышенней? Однако с другой стороны, мы находим и в Торе, и в других книгах Писания слова с этим корнем, имеющие противоположный, негативный смысл. Так в стихе из книги Дварим (23:18): «Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сынов Израиля», слова «блудник» и «блудница» имеют тот же самый корень «куф-далет-шин»; дословно это можно было бы перевести как «посвящённый / посвящённая блуду». Это же слово употреблено во Второй Книге Царей: «И разрушил он дома блудников» (Мелахим II, 23:7). Насколько нам известно, в некоторых языческих культах разврат выполнял сакральные функции, позволяя усилить влияние сил скверны. Ведь чем в большей степени человек отдаётся греху, тем больше он связан с силами скверны, которые помогают ему и исполняют его желания (примером этому служит история про служение Баал-Пеору и дочерей Моава в недельном разделе Балак).

Для того чтобы понять это противоречие, следует рассмотреть значение однокоренного глагола «посвятить» – выделить, отделить от других для определённой цели. Именно в этом значении употреблён этот глагол у пророка Йермияу: «…отдели же их ко дню убиения» (Йермияу, 12:3) и «Готовьтесь к бою с ней (дословно – посвятите себя бою с ней» (там же, 6:4), а также у пророка Йоэля: «Посвятите день посту…» (Йоэль, 1:14). Во всех этих контекстах говорится о предназначенности для определённой цели, без всякой связи со святостью. Таким образом, понятно, что тот, кто посвящает себя Господу, становится свят, а тот, кто посвящает себя язычеству, отдает себя разврату как интегральному элементу культа.

Это подтверждается и употреблением антонима к слову «святой» – «несвященный, будничный, простой» («холь»): «Дабы могли различать между священным и несвященным (холь)» (Ваикра, 10:10). А также: «…нет у меня под рукою простого (холь) хлеба, а есть только хлеб священный…» (Шмуэль I, 21:5). В слове «холь» – «несвященный» нет намёка на запрет или нечистоту, оно нейтрально: то, в чём нет святости. Таковы шесть дней недели, в противоположность седьмому дню – субботе. Словом с этим же корнем – хилуль – именуется лишение святости объекта или субъекта, изначально ею обладающего. Так, сказано: «И кто насадил виноградник и не почал (хилел) его» (Дварим 20: 6). Имеется в виду, что первые три года плоды виноградника как бы освящены: их нельзя употреблять в пищу или для производства вина, а на четвёртый год их лишают святости, уплачивая определённую сумму денег, и тогда их можно есть даже за пределами Иерусалима.

От этого же корня происходит слово халаль – мёртвый, лишённый жизни – обычно насильственным путём: «Если будет найден убитый на земле…» (Дварим, 21:1), поскольку святость жизни покинула его и образовалось пустое пространство – вакуум; иными словами, нечто, не обладающее святостью, «опустошённое» от святости, связано со словом «холь».

Таким образом, если мы построим ось, на одном конце которой будут находиться силы нечистоты, а на другом – святость, то, что обозначается словом «холь», разместится в середине; а поскольку понятие «холь» связано с пустотой, то оно будет заполняться, с той стороны или с этой. Поэтому от народа Израиля требуется не оставаться в середине – в области «холь», поскольку там всегда есть риск наступления сил скверны, – но постоянно стремиться приблизиться к святости. Только наполнение пустоты святостью может предотвратить наступление нечистоты, и наоборот, когда вакуум начинает заполняться нечистотой, уже не остаётся места для святости.

В продолжение раздела Тора подробно описывает конкретные пути приближения к святости: «Всякий матери своей и отца своего страшитесь, и субботы Мои соблюдайте. Я Господь, Бог ваш». В Десяти заповедях уже даны были повеления почитать отца и мать и соблюдать субботу, однако отныне требуется исполнять эти заповеди с дополнительным особым намерением – с целью приближения к святости, не просто как повеление Всевышнего, но ставя перед собой задачу приблизиться к Нему. Поэтому сказано: «Я Господь, Бог ваш» (об этом нужно постоянно помнить, исполняя заповедь). Если человек почитает своих родителей по своей естественной наклонности, этого недостаточно: он обязан делать это, потому что «Я Господь, Бог ваш». А когда родители восстают против воли Всевышнего и побуждают детей к греху, те не должны их слушаться, ибо послушание основано на стремлении приблизиться к Богу, и если налицо противоречие между двумя этими велениями, то предпочтение отдаётся воле Бога, а не воле людей.

Помимо этого, прежде было сказано о «почитании»; здесь же говорится о том, что отца и мать надо «страшиться». Страх ослушаться родителей служит как бы подготовкой к обретению Страха пред Небом. Поведение по отношению к родителям – это первая в жизни ребёнка возможность проявить свой характер и выработать определённые качества. В дальнейшем это поможет ему обрести Страх пред Небом, необходимый на пути приближения к святости: дабы уберечься от участи, постигшей сыновей Аарона и по неосторожности не повторить их ошибку, попытавшись приблизиться к Господу недозволенным образом.

Можно предположить, что описание конкретных действий начинается с почитания отца и матери и соблюдения субботы, поскольку эти заповеди исполняют с самого раннего возраста, и они составляют значительную часть мира маленького ребёнка. Когда он ещё слишком мал, чтобы исполнение заповедей было для него обязательным, он исполняет эти заповеди, участвуя в жизни семьи. Это фундамент, который закладывается с детства, и поэтому он особенно прочен и может иметь решающее значение.

О соблюдении субботы говорится как о позитивной заповеди: не сказано о запретах на выполнение работы, – это относится к части удаления от зла – но о побуждении к действию, приближению к святости активным действием. И тогда влияние этого дня, в который есть время для размышления и учёбы, распространится на остальные шесть дней недели.

А далее следует стих, появление которого в этом месте выглядит странным: «Не обращайтесь к идолам, и божеств литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш». Казалось бы, это относится не к позитивным повелениям, а к предыдущей теме – к удалению от зла, в данном случае, от идолопоклонства. Однако следует обратить внимание на употреблённый в стихе оборот: «не обращайтесь». Речь не идёт о служении идолам, но можно предположить, что имеется в виду ситуация, когда человек будет искать разные пути приближения к Богу и обратит внимание на то, что идолопоклонники достигают успеха, используя изображения и статуи. Ведь, естественно, человеку легче проникнуться нужным настроением, когда перед ним нечто наглядное, а не просто абстрактная идея. Всевышний призывает народ Израиля не перенимать у язычников их методы: «Я Господь, Бог ваш», – и путь к святости можно обрести, только обратившись к Нему.

«И когда будете резать мирную жертву Господу, то по воле своей, режьте её». В отличие от грехоочистительной и повинной жертв, хлебного приношения и даже жертвы всесожжения (которая искупает несовершение повеления Торы, хотя её принесение и не является обязанностью, в отличие от грехоочистительной и повинной жертв), мирная жертва является всецело добровольной (см. Ваикра, 7:16). Она вызвана исклюительно стремлением приблизиться к Господу. Поэтому и сказано: «…по воле своей, режьте её». Принесение этой жертвы не является обязанностью, но зависит только от вашей добой воли. Это один из способов приближения к святости. При принесении мирной жертвы воскуряется тук, жертвенник окропляется кровью, священники получают грудину и правую голень животного, а оставшееся мясо вкушают в чистоте владелец жертвы и его семья. Тем самым они очищают плотские порывы и приближаются к святости и к Богу, Который словно присутствует на трапезе. Процесс принесения мирной жертвы превращает низменную страсть чревоугодия в акт бескорыстной отдачи: ведь пища вкушается во имя Господа и ради исполнения Его заповеди, а не ради наслаждения вкусными яствами или удовлетворения чувства голода.

С другой стороны, тот, кто не успел доесть мясо жертвы в установленные законом два дня, должен на третий день сжечь остаток. Он не может решить, что и на третий день будет вкушать это мясо во имя Господа. Это было бы подобно греху Надава и Авиу, которые нарушили меру в своём стремлении приблизиться в Господу. В том, что касается приближения к святости, человек не может поступать на своё усмотрение; ему следует положиться на Господа и следовать Его указаниям. Поэтому тот, кто съест мясо, оставшееся от мирной жертвы, на третий день после её принесения, подлежит небесной каре – «отсечению» (карет). Он не только не приблизится к святости, но будет отсечён от неё: «Если же съедено будет от неё в третий день, то это мерзость… Понесёт на себе вину, ибо святыню Господа осквернил он». Попытка приблизиться к Богу недозволенным путём оскверняет святость.

Здесь Тора в очередной раз подчёркивает важность соблюдения установленных границ. Человек должен остерегаться, чтобы в своём эмоциональном порыве приблизиться к Богу не пересечь черту, отделяющую дозволенное от запретного. Как мы писали выше, чрезмерное приближение чревато гибелью – так же, как и погружение в область скверны.

Теперь Тора приводит несколько заповедей, регулирующих отношения между людьми. Однако каждая из них заканчивается словами «Я Господь», отчего выглядит как заповедь, касающаяся отношений между человеком и Богом. Почему?

Ведь уже в разделе «Мишпатим» (сразу же после дарования Торы на горе Синай и ещё до греха золотого тельца), подробно излагались заповеди, регулирующие отношения между людьми. Тогда мы объясняли, что цель этого в том, чтобы построить здоровое общество. Сотни лет рабского существования под властью египтян не позволяли еврейскому народу сформировать здоровый социум, превратив их в народ рабов с рабской культурой. Поэтому заповеди, приведенные в разделе «Мишпатим», были предназначены для того, чтобы собрать всех этих отдельных людей в цельный народ, с самостоятельными национальными институтами социальной поддержки, судами для улаживания конфликтов и органами помощи бедным.

В таком случае, почему же заповеди, приведенные в нашем разделе, не даны также в разделе «Мишпатим», а изложены отдельно, и каким образом они связаны с вопросами ритуальной чистоты и святости, относящимися к области отношений между человеком и Творцом, а не к социальным отношениям?

Тора начинает с указаний о необходимости отделять для бедных часть урожая; (такая возможность появляется только после вхождения в страну Израиля). Приведены заповеди «пеа» и «лекет», а заповедь «шихеха» упоминается не здесь, а только в Книге Дварим (глава 24). Здесь же даётся закон о выделении бедным части урожая винограда – «Бедняку и пришельцу оставь их, Я Господь, Бог ваш». Уже в разделе «Мишпатим» упоминается одна из форм пожертвований для бедных: «А на седьмой год оставь и покинь её и будут есть бедняки народа твоего, а остатки съедят звери полевые, и так же поступай с виноградниками твоими и с масличными деревьями твоими (Шмот, 23:11). Но там аспект поддержки бедных носит второстепенный характер, она приведена в контексте указания давать полям отдых на седьмой год и запрет обрабатывать угодья, но эта заповедь касается прежде всего отношений между человеком и Богом, святости Земли Израиля. В связи с этим Всевышний указывает, что брошенный урожай достанется беднякам. Здесь мы не находим механизма активной поддержки беднейших слоёв каждым из евреев.

В нашем же разделе это напрямую зависит от каждого хозяина поля, который обязан при жатве оставить для бедных несжатый край, не поднимать упавшие колосья, а также редкие гроздья и отдельные виноградины на винограднике, и упавшие при сборе винограда ягоды.

Всё это зависит от хозяина поля и виноградника и требует от него отказаться от части своего имущества в пользу бедных, причём одному лишь Богу известно, выполнил ли он заповедь. Поэтому сказано: «Я – Господь», выполнение заповеди зависит исключительно от твоего душевного настроя: если ты богобоязнен и веришь, что Всевышнему известно всё, что ты делаешь, то не станешь подбирать упавшие колоски и говорить, что они не падали.

С этой заповеди начинается обязательное преодоление косной человеческой природы, необходимое для обретения святости. Ведь от человека, который всю зиму трудился в поле, сеял, полол, поливал, молил о дожде, и вот пришёл пожать плоды своих трудов, требуется отдать часть тем, кто не работал и ничего не вложил. И это зависит лишь от его доброй воли, ведь никто не заметит и не узнает, были ли эти упавшие колосья и редкие виноградины, и лишь Всевышнему известно, оставил ли хозяин их бедным или же взял себе. Это усилие, необходимое для того, чтобы почувствовать постоянное присутствие Всевышнего, ломает естественный человеческий эгоизм, превращая его в инструмент милосердия и приближая таким образом к святости и ко Всевышнему, милосерднее Которого нет никого в мире.

Возможно, именно поэтому здесь не упомянута заповедь «шихеха» – запрет возвращаться за случайно забытым в поле снопом. Ведь она не содержит добровольного действия со стороны хозяина поля (как это происходит с «пеа» и «лекет»), он лишь передаёт случайно им забытое бедняку. Поэтому эта заповедь и не вошла в наш раздел, рассказывающий об активном милосердии, требующем преодоления естественного эгоизма.

Теперь Тора приводит несколько стихов, содержащих заповеди, касающиеся отношений между людьми, в которых, казалось бы, не требуется никакого преодоления своей природы. Напротив, они говорят о том, как «избегать зла», а не о приближении к святости, ведь так поступит каждый мало-мальски порядочный человек. Почему же эти заповеди приведены именно здесь?

Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. И не клянитесь именем Моим во лжи: бесчестишь ты имя Бога твоего; Я Господь.

Не обирай ближнего твоего и не грабительствуй, и не задерживай у себя на ночь заработка наёмника до утра. Не злословь глухого и пред слепым не клади претыкания; бойся же Бога твоего. Я Господь.

Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего. Не ходи сплетником в народе твоём; не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего. Я Господь.

Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего, и не понесёшь за него греха. Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя; Я Господь.

Почему же эти простые, естественные запреты красть чужое, грабить, обманывать, лжесвидетельствовать изложены только после заповедей о безвозмездной помощи бедным?! В чем их преимущество? Ведь подобные законы уже даны нам в Десяти заповедях: «Не укради»; «Не произноси Имени Господа твоего всуе»; «Не пожелай дома ближнего твоего»; «Не отзывайся о ближнем своём свидетельством ложным» и т.п. И в разделе «Мишпатим»: «Судей не злословь и начальника в народе твоём не проклинай»; «Не разноси ложного слуха; не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем о неправде»; «И нищему не потворствуй в тяжбе его»; «Сторонись неправды»; «Не отклоняй права неимущего твоего в тяжбе его».

Зачем же повторять это в нашем разделе? Тем более что это заповеди, запрещающие зло, а не повелевающие совершать добро, чему посвящён весь этот раздел?

Единственное, что полностью вписывается в этот раздел – повелевающая заповедь «Люби ближнего своего как самого себя, Я Господь», появляющаяся в конце данного перечня. Она побуждает к активному добру и приближает к святости, а в сущности, включает в себя и все предыдущие предостережения, ведь когда любишь ближнего как самого себя, не станешь красть у него, обманывать, отнимать, хитрить с ним, разносить о нём сплетни и ненавидеть его в сердце своём. Ему не мстят, не держат на него зла, не клевещут на него в суде, не проклинают и не ставят ему подножку.

Следует сказать, что существует разница между предыдущими упоминаниями некоторых из этих заповедей и нашим разделом: ведь только здесь через каждые две фразы повторяется рефрен: «Я – Господь». В этом-то и состоит отличие: прежде заповеди, регулирующие отношения между людьми, были даны чтобы построить справедливое общество. Любой народ должен поддерживать справедливые и порядочные отношения между всеми его частями, ведь иначе «каждый проглотит ближнего своего живьём». Мы вышли из Египта после сотен лет рабства и осталось опасение, что рабское сознание не покинуло нас даже на свободе, все перегрызутся, стараясь ухватить побольше, и общество будет разрушено.

Но здесь, в нашем разделе, эти заповеди даны с совершенно иной целью – приблизиться к святости! А основа святости – освящение материи, а часть материальности животной души – это естественные чувства, заложенные в этой животной душе, так же, как у животных – жалость, материнство, помощь ближнему и вообще все заповеди, смысл которых можно постичь с помощью разума и логики. Народы мира также без труда устанавливают их в качестве законов своего общественного устройства. Не воровать, не убивать, не обманывать в сделках, справедливо судить, не лжесвидетельствовать – всё это понятно и сообразно здравому смыслу. Даже если бы эти законы не были даны нам в качестве божественных заповедей, мы смогли бы понять их необходимость в организованном обществе, и желали бы их соблюдения, хотя бы только ради того, чтобы мы сами не пострадали, если все эти запреты будут отменены.

Но теперь Всевышний требует, чтобы мы соблюдали эти заповеди не потому, что они разумны и понятны, но из-за Божественного приказа – «Я – Господь». То есть, не красть не потому, что я чувствую, что это нехорошо и непорядочно, а потому, что так велел мне Всевышний. То же самое относится и ко всем перечисленным здесь заповедям. Их следует соблюдать не руководствуясь своей совестью, внутренним чувством справедливости, воспитанием, разумом или логикой, но лишь повинуясь слову Всевышнего.

Это требует большего усилия, чем преодоление собственного эгоизма, когда мы должны были делиться с ближними, уделяя часть своего имущества беднякам. Теперь мы должны добровольно отказаться от привычки полагаться на свой разум, а это куда тяжелее, чем преодолевать материальные соблазны.

В этом – наша самая большая жертва Всевышнему. Нетрудно соблюдать правила шаатнез или не есть свинины, потому что так велел Господь. Смысл этих заповедей нам непонятен, поэтому их легко соблюдать, только подчиняясь Всевышнему. Куда труднее не красть или справедливо судить не потому, что так велит нам наш разум и совесть, не потому, что мы сами по себе придерживаемся принципов морали, но лишь повинуясь Божьей воле.

Это подлинное самопожертвование и освящение тела, души и разума. Об этом сказано: «Всевышний хотел наделить заслугами народ Израиля и поэтому умножил им Тору и заповеди». На первый взгляд, непонятно, причём здесь умножение заповедей. Если эти заповеди были нужны, их следовало дать в любом случае. Если нет, зачем они нужны? Эту проблему можно объяснить тем, что Господь увеличил именно количество рациональных заповедей. Их надо было соблюдать в любом случае ради существования социума. Однако Господь внёс эти законы в перечень заповедей, чтобы увеличить наши заслуги, то есть очистить материю. Ведь если мы сможем их соблюдать, следуя только велениям Всевышнего (а это гораздо сложнее, чем в случае нерациональных заповедей), мы очистимся и приблизимся к Богу гораздо в большей степени, чем если бы мы соблюдали их на основании суждений разума.

Таким образом, в этих заповедях отражается аспект «верши добро»: от человека требуется огромное усилие, чтобы отказаться от своих желаний, уступив воле Господа, и подчинить ей разум. Поэтому при перечислении этих заповедей сказано: «Я Господь». И наиболее сложным является соблюдение требования, завершающего перечень нерациональных заповедей: «…и люби ближнего своего как самого себя. Я Господь». От нас требуется любить ближнего, не повинуясь естественному чувству симпатии, а именно потому что «Я Господь». Победить в себе ненависть к ближнему, следуя Божьей воле, сравнительно просто: надо только перевести мысли на другие темы, помня что Господу открыты наши помыслы и деяния. Эта же мысль помогает удержаться от нарушения запретов Торы. Однако для того чтобы активно проявлять любовь к ближнему, следуя воле Господа, требуются огромные усилия: надо пробудить чувства не с помощью естественных факторов, оказывающих эмоциональное воздействие (как, например, личные контакты, близкие нам черты характера и т.д.). Исключительно трудно по-настоящему любить и того, кого ты не знаешь, только потому, что этого требует от тебя Господь.

В последующих стихах, где говорится о нерациональных установлениях и запретах, не сказано: «Я Господь». Само собой разумеется, что их можно исполнять только следуя воле Господа, потому что их смысл нам непонятен. «Уставы Мои соблюдайте. Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; и одежда смешанной ткани, из шерсти и льна, да не покрывает тебя». Здесь впервые в Торе упомянут запрет на смешение двух видов. Следует обратить внимание на разницу между разными частями стиха. Запрещено скрещивать животных двух видов, однако результат скрещивания разрешён к использованию. Например, скрещивание лошади и осла запрещено, однако разрешается пахать на муле или ехать на нём. Это же относится и к смеси разных видов семян: нельзя засевать поле разными видами семян (например, пшеницу и ячмень), однако можно есть злаки, выросшие на нём. Исключением являются виноградники, поскольку как плоды винограда, так и выросшие в винограднике злаки запрещены для использования: «Не засевай в винограднике твоём злаковых семян, а то освятятся и урожай посева, который посеешь ты, и плоды виноградника» (Дварим, 22:9). В отличие от этого, разрешается изготовлять одежду из ткани, в которой сплетены вместе нити льна и шерсти, однако запрещено её использовать – даже только для того, чтобы покрыть тело. Откуда проистекает такая разница между смесями нитей, животных и семян? А также как это всё связано со святостью?

Мы объяснили выше, что стих «Люби ближнего своего как самого себя. Я Господь» указывает на наиболее сложный этап на пути к святости (поэтому, по словам Гиллеля, в этих словах заключена вся Тора). Но и тот, кто исполнит эту заповедь, не должен терять смирения. Быть может, он сочтёт, что теперь он способен, подобно Творцу, создавать новые виды животных и растений? На это Тора говорит: «Я Господь». Человек должен соблюдать законы, установленные Господом для сотворённого им мира. Одежды, сотканные из льна и шерсти, не могут создать новый вид растений или новый материал, потому запрет распространяется только на ношение одежды, но не на её изготовление. Однако скрещивание видов животных словно скрывает в себе попытку встать на место Творца. Поэтому в этом случае запрещено действие, но не результат: нельзя создавать новый вид, поскольку это свидетельствует о гордыне, но, если он уже создан, им можно пользоваться. Как мы объясняли, в этом состоит одна из опасностей состояния святости: охваченный эмоциональным порывом, человек может перейти границы, как то случилось с Надавом и Авиу. Поэтому при всяком восхождении по ступеням святости Господь предостерегает: «Уставы Мои соблюдайте!».

Здесь начинается новая тема, на первый взгляд никак не связанная с предыдущей: «Если ляжет кто с женщиной излиянием семени, а она раба, обручённая мужу, но ещё не выкуплена, или свобода не дана ей, то проверка должна быть, но смерти они не должны быть преданы, ибо она не была освобождена. И да принесёт он свою жертву повинности Господу… И искупит его священник: овном повинности пред Господом за грех его, которым он согрешил, прощён будет ему грех его, которым он согрешил». На первый взгляд, речь идёт об одной из разновидностей запрещённых связей. В таком случае, почему это повеление приведено не в соответствующем контексте, а после законов, связанных с запрещёнными видами смесей? Дополнительный вопрос встаёт по поводу формулировки: здесь нет запрещения, а только объясняется, как следует поступать в описываемом случае: «Если ляжет кто с женщиной…» Наконец, в целом не понятно, какую роль играет этот случай в изложении законов приближения к святости.

В этой связи следует сказать, что Писание говорило о законах запрета на смесь растений (засевания поля), животных и неживого мира (одежд), а теперь мы переходим к смешению среди социальных сословий. По мнению рабби Ишмаэля, речь здесь идёт о нееврейской рабыне, обручённой с еврейским рабом, а повеление обращено не к самому человеку, а к суду. На основании закона о прелюбодеянии среди свободных евреев судьи могли бы счесть, что и в данном случае виновный подлежит смерти. К тому же, речь идёт о смеси между разными социальными статусами!

Тем не менее, оказывается, что вынужденный брачный союз между людьми, не властными распоряжаться собой, не несёт в себе святости. Поэтому в данном случае нарушение брачных уз не несёт за собой столь суровой кары. Святость брака связана со святостью вступающих в него людей – свободных евреев. Брак между несвободными людьми не может быть свят, и поэтому Тора, говоря об обручении, использует слово, имеющее резко негативные коннотации, нихрефет, от того же корня что и слово херпа, позор.

Поэтому в рамках этой системы брак становится чисто экономическим институтом, используемым рабовладельцем для получения новой рабочей силы. Поэтому и отношение к его нарушению подобно отношению к нарушению законных имущественных прав. Накладываемая судом кара подобна не той, которую влечёт за собой нарушение святых уз подлинного брака, а тому приговору, который накладывают за кражу неодушевлённого предмета: принесение овна в жертву повинности, как в случае присвоения чужого имущества.

После закона, являющегося апофеозом святости: «Люби ближнего своего как самого себя», – Тора переходит к изложению заповедей, которые помогут евреям не утерять святость, когда она будет достигнута. Эта опасность особенно велика после вступления в страну Израиля – землю, которой присуща огромная святость и огромный запас материальных сил, тянущих вниз, к полному падению и утрате человеческого облика, как то случилось с народами, обитавшими на этой земле до евреев. Поэтому сказано: «И когда войдёте в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его за необрезанные; три года да будут они для вас необрезанными (арелим), не должно есть их». Почему это относится именно к дереву, а не к овощам или злакам? Почему именно три года? Почему здесь использовано слово арелим, относящееся к необрезанным людям и к бесчувственному («необрезанному») сердцу?

В книге Тания объясняется, что «скорлупа» (клипот), силы скверны, мешающие достижению святости, подразделяются на два уровня: на наиболее низком уровне стоят три разновидности «скорлупы», относящиеся к полному злу, лишённому всякой примеси добра. Это соответствует запрещённым видам пищи, язычеству, направленности на материально-телесное начало. Четвёртый уровень – это «скорлупа сияния», занимающая промежуточное место между скверной и святостью. На четыре вида нечистой «скорлупы» указывают слова пророка Йехезкеля: «И я видел, и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него…» (1:4).

Буквы айн-реш-ламед, составлющие слово арель, «необрезанный», могут образовать и слово «яд» (рааль); более того, это слово может быть использовано в значении отравления: «Пей и ты, и будешь отравлен (эарель)». Согласно мнению автора книги Тания, поскольку материальная косность страны Израиля не была смягчена водами потопа, она словно осталась «необрезанной», арела. Заповеди, связанные с землёй Израиля, и в первую очередь заповедь оставлять нетронутыми плоды деревьев в течение трёх лет, словно осуществляют обрезание. Эта заповедь соотносится с тремя уровнями нечистой «скорлупы», присущей земле, проклятой после первородного греха, когда человек отведал запретный плод древа познания: «…проклята земля за тебя…» (Берешит, 3:17). Поэтому исправление последствий этого греха осуществляется посредством заповеди, относящейся к плодоносным деревьям.

«А в четвёртый год все плоды его посвящены для празднеств Господних». Четвёртый год указывает на «скорлупу сияния», в которой смешаны добро и зло, что соответствует древу познания добра и зла. Поэтому плоды четвёртого года не могут быть немедленно съедены. Их привозят в Иерусалим и съедают там в чистоте и святости святого города или же выкупают, а на вырученные за них деньги (обретающие при этом святость) покупают еду в Иерусалиме во время паломничества и съедают там.

«В пятый же год вы можете есть плоды его; и умножатся для вас плоды его». В пятый год снимаются всякие ограничения на использование плодов. Соблюдение установленных Торой ограничений в предыдущие годы послужит залогом плодоносности деревьев.

Эта заповедь может послужить аналогией предписываемого подхода к плотским страстям: изначальное воздержание, затем освящение и лишь после этого умеренное удовлетворение. Таково «обрезание», избыток плотского сердца, не знающего удержу в своих гедонистических устремлениях.

Поскольку евреям предстояло вступить в страну Израиля и столкнуться с распущенными нравами семи народов Ханаана, Писание предостерегает не перенимать их социальные и культурные нормы. В частности, сказано: «Не ешьте с кровью, не гадайте и не ворожите», – как то делали обитатели Ханаана, стремясь получить с помощью сил скверны возможность предсказывать будущее.

«Не стригите краёв волос вокруг головы вашей и не порти края бороды твоей. И царапин по умершем не делайте на теле вашем, и наколотой надписи не делайте на себе. Я Господь». В культуре народов Ханаана все эти действия носили культовый характер и выражали преданность языческим божествам, поэтому скверна словно передалась и самим этим действиям. Евреям запрещено их совершать, какими бы мотивами они ни руководствовались, дабы оградить святость, которая отступает перед силами скверны. «Я Господь» – не променяйте Меня на языческие суррогаты.

«Не оскверняй дочери твоей, предавая её разврату, чтобы земля не извратилась и не наполнилась земля развратом». Речь идёт о культовой проституции, бытовавшей в древнем Ханаане. Посвящение детей языческим богам является полной противоположностью подлинной святости. Поэтому здесь сказано: «Не оскверняй» – ведь осквернение – это лишение святости. Осквернению подлежит не только девушка, которую обрекают на жизнь блудницы, но и земля Израиля, которая словно бы сама «извращается» и полнится развратом. Как мы объясняли, между народом Израиля и землёй Израиля существуют тесные взаимосвязь и взаимовлияние.

Обратим внимание на то, что, если в начале раздела Писание говорит о начальных этапах пути к святости, здесь мы приближаемся к концу пути. Там говорилось о соблюдении субботы в пустыне («Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте»), здесь – о субботе в стране Израиля: «Субботы Мои соблюдайте и Святилище благоговейно чтите. Я Господь». В другой ситуации и суббота становится иной. В начале раздела говорилось о важности почитания родителей для выработки богобоязненности. Здесь речь идёт о том, кто, достигнув высокого уровня богобоязненности, может счесть Скинию и Храм обычным, естественным местом. Тора предостерегает, что святость человека не лишает Храм его святости. Противоположная позиция чревата попыткой перейти черту, предпринятой Надавом и Авиу.

«Не обращайтесь к вызывающим мёртвых и к ведунам…». Здесь имеются в виду способы предсказания будущего с помощью вызывания мёртвых или гадания на костях. Им противопоставляются урим и тумим, посредством которых первосвященник мог получать от Бога информацию о том, как поступить во время войны. Это указание обращено к царям и предводителям народа: в час кризиса не надеяться на силы скверны (как то сделал Шауль, придя к вызывающей мёртвых и попросив у неё вызвать дух пророка Шмуэля), но обращаться к Господу.

Поэтому сказано: «Не ищите оскверниться ими». Для получения информации о будущем посредством гадания на костях и вызывания мёртвых надо оскверниться: предать себя скверне, которая черпает силу из святости и крепчает за её счет. И чем выше стоит человек и чем больше его святость, тем сильнее жаждут силы скверны завладеть им и сбить с пути истинного, дабы воспользоваться огромным потенциалом его святости.

Старость связана с долгим жизненным путём, позволяющим достичь высокого уровня святости. Её следует почитать и уважать, и это подобно почитанию Божьей святости. Поэтому сказано: «Пред сединой вставай и почитай старца. Я Господь». Тот, кто всю жизнь боролся с косными плотскими силами, стремясь достичь святости и прилепиться к Господу, подобен Божьему ангелу; таким образом, богобоязненность находит своё проявление и в уважительном отношении к старости.

Мы уже говорили о повелениях «Люби ближнего твоего, как самого себя»; «не делайте неправды в суде»; «по правде суди ближнего твоего»; «не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга». Все они касаются отношения к людям твоего народа – к твоим близким, к потомкам Израиля. Но есть и дополнительное требование, необходимое для достижения святости, применимое к тому времени, когда вы будете жить на своей земле и станете самостоятельным и независимым народом, а не группой кочующих рабов. Вы должны будете точно так же относиться к пришельцам (герам), не прошедшим через всё, что вам пришлось пройти в Египте и в пустыне. Им не довелось вынести то, что вынесли вы, но они могут быть святы точно так же, как и вы, если прилепятся к Богу. Ведь вас связывает не общее происхождение, прошлое или общие страдания, а приверженность Богу.

И поэтому сказано: «И когда будет жить у тебя пришелец в земле вашей, не притесняйте его. Как туземец среди вас да будет у вас пришелец, проживающий у вас; люби его, как самого себя, ибо пришельцами были вы в земле Египетской; Я Господь, Бог ваш». Когда вы были в Египте, вас объединяла вера в Бога. Несмотря на то, что вы были пришельцами в Египте, а значит и пришельцами друг для друга, благодаря вере в Бога вы оставались единым еврейским народом. Поэтому отношение к пришельцам в вашей стране должно быть таким же, как отношение к остальным гражданам из-за их верности Богу.

Слова «Не делайте неправды в суде, в измерении, в весе и в мере. Весы верные, гири верные, эйфа верная и ин верный да будут у вас. Я Господь, Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской» касаются не только отношений внутри народа Израиля. Связи с представителями других народов тоже должны строиться на принципах справедливости. По этой причине здесь не сказано «народу твоему» или «ближнему твоему», ведь несправедливость оскверняет имя Бога, и ничто так не нарушает святость, как осквернение Божественного имени.

«Соблюдайте же все уставы Мои и все законы Мои, и исполняйте их. Я Господь» – здесь Бог говорит обо всех уставах (хуким) – постановлениях, смысл которых нам недоступен, и о законах (мишпатим) – постановлениях, постижимых разумом. Все эти заповеди мы должны выполнять не из-за того, что мы их понимаем, а потому что так повелел Бог («Я Господь»). Выполняя их во имя Небес, мы упраздняем свои желания перед желаниями Бога, и так прилепляемся к Нему.

До этого места недельная глава говорила о пути, ведущем к достижению святости отдельными людьми, здесь начинаются слова Моше, относящиеся ко всему еврейскому народу в целом. Есть заповеди, возложенные на всё общество, весь еврейский народ в целом должен быть свят. Нельзя позволять другим пристраститься к скверне, говоря: «свою душу я спас, я свят». Следует искоренить из своей среды делающих зло, и поэтому здесь Тора сообщает об обязанности общества казнить, по решению суда, злодеев, нарушивших запреты, упомянутые в предыдущей главе, где говорилось о проведении детей перед Молохом и о запретных связях. Если общество желает остаться святым, оно обязано искоренить зло из своей среды.

Святой человек не может оставаться в стороне, когда видит, что кто-то из его народа оскверняет имя Бога и отдаёт своего ребёнка Молоху – «чтобы осквернить Святилище Моё и обесчестить святое имя Моё. Если же народ земли отвратит очи свои от человека того, когда даст тот кого-либо из детей своих Молоху, дабы не умерщвлять его, то обращу Я лицо Моё на человека того и на семью его, и истреблю его и всех совращённых им на блудное хождение за Молохом из среды народа их».

Обращающийся к вызывающим мёртвых и к ведунам прилепляется к скверне. Про него сказано: «и истреблю душу его из среды народа его». А про самого вызывающего мёртвых и про ведуна сказано: «И мужчина или женщина, если окажется среди них вызывающий мёртвых или ведун, смерти да будут они преданы: камнями да забросают их, – кровь их на них». То есть, сам вызывающий мёртвых должен быть казнён людьми, а тому, кто обращался к нему, положена небесная кара истреблением. Поскольку вызывающий мёртвых приводит к скверне многих, он должен быть казнён обществом. А обращение к вызывающему мёртвых – это единичный эпизод, не влияющий на всех, поэтому смерть обратившемуся посылается с небес.

И также человек, который «будет проклинать отца своего или мать свою, смерти должен быть предан». (Потому что трое участвуют в появлении человека на свет – его отец, его мать и Бог. И тот, кто проклинает своего отца или свою мать, как бы проклинает и Бога.)

И также следует искоренить из своей среды всех, вступающих в запрещённые половые связи – «дабы не было разврата среди вас». Чтобы всё общество в целом было свято, запрещено оставлять такие действия без реакции.

В заключении раздела «Кдошим» народу Израиля сказано: «Отличайте скот чистый от нечистого и птицу нечистую от чистой, и не оскверняйте душ ваших скотом и птицею, и всем, что ползает по земле, которых Я выделил вам как нечистое. Будьте же Мне святы, ибо свят Я, Господь, и Я выделил вас из народов, чтобы быть Моими». Слово «выделил» лучше всего подытоживает сказанное о святости, ведь значение святости – обособленность, отделённость, избранность из всех народов. Эта избранность должна быть во имя Небес. Её целью должно быть приближение к Богу и к Его святости, а не желание почувствовать своё превосходство, ведь святость порождает больше обязанностей, чем прав.

2022

Раздел начинается с повеления собрать всю общину Израиля и передать им заповеди, связанные с обретением святости. Причём, если после возведения Скинии и нисхождения Божественного присутствия в души евреев, повеления начинались с обращения: «Говори с сынами Израилевыми» (т.е. относились преимущественно к мужчинам), – в нашем разделе сказано: «Говори со всей общиной сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я – Господь, Бог ваш» (Ваикра, 19:2). Это обращение относится также к женщинам и детям.

В прошлый раз оборот «со всей общиной сынов Израиля» был употреблён в разделе «Ваякгель», когда Моше передавал повеления Всевышнего о построении Скинии. В нашем случае, однако, ситуация кардинально изменилась: наличие Божественного присутствия в душах евреев требует от них изменений. Так человеку, который принимает у себя в доме царя, придётся тщательно продумать и изменить как своё поведение, так и поведение своей семьи, останавливаясь на тех мелочах, мимо которых он позволял себе пройти прежде. Эта аналогия объясняет, почему в нашем разделе появляется множество заповедей, о которых Писание уже упоминало в разделах «Итро» (при перечислении Десяти заповедей) и «Мишпатим». Зачем же возвращаться к ним снова?

Как уже разъяснялось ранее в комментарии к разделу «Мишпатим», большинство перечисленных в нём заповедей, касающихся взаимоотношений между людьми, были призваны помочь переходу от разрозненного рабского общества к обществу единому и сплочённому. Таким образом, эти заповеди предназначались, в основном, для пользы народа Израиля. Здесь же, в разделе «Кдошим», в соблюдении тех же заповедей появляется новый аспект: святость и уподобление Всевышнему. Запреты красть, убивать и творить неправедный суд рассматриваются не только с точки зрения общественного правопорядка, но и как Божественные веления, как стремление уподобиться Всевышнему, пребывающему в среде народа.

Поэтому в нашем разделе почти к каждой заповеди добавлены слова: «Я Господь». Они завершают даже самую «социально ориентированную» заповедь: «и возлюби ближнего своего, как самого себя». Это означает, что и любовь к ближнему не лишена религиозного аспекта. Требуется ли от нас возлюбить того, кто всей душой ненавидит Господа? Ведь человек не станет дружить с тем, кто оскорбляет его отца, даже если лично против него тот не имеет ничего. Таким образом, здесь налицо испытание веры. Глубоко верующий человек благодарен Творцу от всей души, и ему сложно игнорировать активное неприятие Создателя – чёрную неблагодарность по отношению к Нему. А те, для кого вера в Бога не имеет особого значения, порой щеголяют своими широкими взглядами и начинают нарочито выискивать недостатки в религиозных людях, зато охотно закрывают глаза на пороки воинствующих неприятелей Всевышнего.

Поэтому пророк в гневе обличал праведного царя Иудеи Йеошафата за то, что тот вступил в союз со злодеем Ахавом, царём Израиля, и вышел вместе с ним на войну в Рамот Гиладе: «Зачем помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа? За это будет на тебе гнев Господень. Но и добрые дела числятся за тобой, благо ты истреблял кумиры на этой земле и расположил своё сердце к тому, чтобы взыскать Бога» (Диврей а-ямим II, 19:2-3). И впоследствии, когда Йеошафат вступил в союз с нечестивым царём Израиля Ахазией, чтобы совместными усилиями «…построить корабли для отправки в Таршиш… И предсказал Элиэзер, сын Дадавау из Марейши, о Йеошафате, говоря: «Поскольку ты объединился с Ахазьяу, погубит Господь дело твоё». И разбились корабли, и не смогли идти в Таршиш» (там же, 20:36-37).

В нашем разделе сразу же после повеления быть святым сказано: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего, и субботы Мои соблюдайте. Я Господь, Бог ваш» (Ваикра, 19:3). Здесь объединены две заповеди. Первая из них – почитание родителей – является классическим образцом естественно возникающих общественных норм, в той или иной форме она встречается в самых разных обществах. В отличие от неё, заповедь о субботе – типичный образец постановлений, относящихся к сфере отношений человека с Богом, Творцом мироздания, Который покоился в день седьмой. Обе эти заповеди объединяет общая база: «Я Господь, Бог ваш», и база эта – не естественное чувство, а религиозная установка. Однако для того, чтобы достичь этого уровня, надо начать с почитания родителей – с выполнения заповедей, кажущихся нам естественными, и необходимость в которых ощущается внутренним чувством. И постепенно выработать в себе такое же ощущение присутствия Бога в нашей жизни, начать испытывать к Богу такую же благодарность, как к родителям, научиться соблюдать заповеди ради того, чтобы радовать этим Всевышнего, а не ради награды ни в этом, ни в будущем мире. Так человек помогает своим больным родителям просто для того, чтобы их порадовать, а не для того, чтобы получить наследство, он следует своему естественному чувству благодарности и видит в этом свой внутренний долг. Эти же чувства нам следует испытывать при выполнении повелений Творца. Когда они станут неотъемлемой и постоянной частью нашей внутренней жизни, мы достигнем подлинной святости – той, которую требует от нас Всевышний и о которой говорится в нашем разделе.